Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Описание педагогического опыта работы по проблеме  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Система работы с одаренными детьми»

 

Автор педагогического опыта: Холодная Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, старший учитель.

Сквозная научная идея опыта: обоснование образовательной  гипотезы: результативность обучения русскому языку и литературе повысится, если в учебном процессе учитель будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности каждого школьника с целью их самореализации и саморазвития.

Актуальность проблемы:

 -помогает школьникам занять достойное место в социально-культурном пространстве, создает условия для самореализации;

-способствует формированию коммуникативной, лингвистической,    языковой компетентностей учащихся;

- повышает речевую культуру школьников;

- утверждает  социализацию личности учащегося;

- поддерживает развитие познавательной активности и самостоятельности,

творческих способностей школьников:

В 2011-2016 уч. г. г. учитель работает над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Система работы с одаренными детьми». Тема опыта соотносится с задачами филологического образования – создание образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей и реализацию интеллектуальной культуры учащихся.Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Украины, но и для всего мирового сообщества. О необходимости постоянного обновления знаний, т.е. «учиться на протяжении всей жизни»[12, с.11] отмечается в «Концепции 12-летней средней общеобразовательной школы». На формирование у подрастающего поколения современного мировосприятия, развитие творческих способностей, навыков познания, самореализации личности указывается в «Национальной доктрине развития образования»[17,с.4].Особое внимание школы в формировании коммуникативной составляющей русского языка уделено в стандарте основного общего образования: «В результате изучения русского языка ученик должен уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания…, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров…»[10, с.39]. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с разными  людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.                                                                                                                                 Обосновывая практическую значимость и актуальность представленного педагогического опыта, учитель опирается на труды таких выдающихся педагогов и научных работников, как кандидат педагогических наук В.А. Сухомлинский, который  считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты» »[7, с. 2], основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский, который  утверждал, что «самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником»[8, с. 4].

Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» (Д. Б. Богоявленская). Теоретические концепции креативности, выдвинутые в середине XX века американскими учеными и получившие свое развитие и обоснование в отечественной науке, имеют важное значение для современной педагогической практики. (Приложение 1).                                                                                         Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы творческих детей, с невниманием педагогов к процессу становления творческого стиля мышления. Именно этими проблемами вызван интерес к заявленной теме.

    Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности но, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д., — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей — заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Интенсивная умственная деятельность  - третье условие, которое позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь  взрослых — пятое условие успешного развития творческих способностей.  Работая в свете решения поставленной проблемы, учитель выдвигает перед собой основную цель: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников, методическое сопровождение одаренных школьников. Из выше сказанного вытекают следующие образовательные задачи:

1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы.

2. Развивать творческие способности учеников, умение анализировать, обобщать, владеть языковыми средствами языка, литературоведческими понятиями.

3. Формировать орфографические навыки.

            Реализация учителем задач возможна только через интегрированную деятельность образовательных дисциплин с внеклассной и воспитательной работой (Приложение 2). В процессе такой деятельности ученики не только вооружаются багажом знаний, но и приобретают жизненный опыт, необходимый для участия в жизни класса, школы, общества, а эффективность процесса обучения в значительной мере обусловлена методами его реализации. Литература как вид искусства представляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным ценностям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления. Путь воспитания квалифицированного читателя чрезвычайно труден. Во главу угла в работе по анализу художественного произведения учитель ставит умение следовать за мыслью автора, думать над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самим формулировать эти  проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, не соглашаться, переживать и радоваться, грустить и смеяться, быть пораженным неожиданно открывшимися истинами, но не оставаться равнодушным. Ведь и впрямь: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая увлекательная»

 Чтобы достичь таких результатов, необходимо сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать. С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос. (Приложение 3).

        Главное богатство каждого урока – звучащий в классе текст художественного произведения. Важен при этом эмоциональный настрой, занимательное для ученика знакомство с автором, предоставляющее огромный простор для творческой фантазии учителя. Учителя давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь помогает приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Онегины (Печорины, Чичиковы) наших дней», «Если бы Высоцкий (Есенин, Пушкин) был жив…», «Лариса Огудалова и девочки-бесприданницы 21 века. Сходство и отличие» (Приложение 4).  Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, какумение работать с книгой, находить и выделять главное, выделять причинно-следственные связи, анализировать и сопоставлять,                                                                                     оценивать результат своей работы.                      

    Думается, что современное преподавание русского языка и литературы должно носить личностно-деятельный характер, так как личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Современное преподавание литературы предполагает достаточно глубокое овладение литературоведческими понятиями. Так, обучающиеся должны знать роды и жанры литературы, иметь представление о сюжете и композиции того или иного произведения, уметь анализировать художественные тексты, четко представляя, какими средствами языковой выразительности достигается создание образа и т.п.  Каждый этап работы над художественным произведение дает возможность развития творчества учащихся. (Приложение 5).

Ученики 5-6 классов уже знают такие средства выразительности, как эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, умеют определять стихотворный размер, понимают, что такое рифма и ритм стихотворения. Но помимо обучения тому, как строится поэтическое произведение, учитель предоставляет  детям возможность почувствовать себя творцами, ощутив и сладость этого процесса, и муки творчества. Современная педагогическая наука утверждает: лишь при условии, что обучающийся становится активным субъектом в процессе познавательной деятельности и реализует  себя как самостоятельная творческая личность, возможен успех в работе учителя. Большая творческая работа позволяет добиться хороших результатов учеников, а это гарантия полезности труда учителя (Приложение 6).                                                                                                                                Следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной

задачи. Это и различные виды самостоятельных заданий, связанных с работой с критической литературой, написанием небольших докладов, рефератов, сочинений различных видов и т.п. В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников не воспроизведения образцов, данных учителем, а их самостоятельное добывание. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений (Приложение 7).                                             Что может больше порадовать педагога, как не прекрасная работа выпускника, осмысленная, наполненная не шаблонными фразами, а собственными размышлениями и открытиями. Многие мои ученики пишут. Пишут не потому, что того требует программа, а потому что это становится потребностью души (Приложение 8).

       Хочется отметить выгодные особенности использования ИКТ на уроке: сокращается время при выработке технических навыков учащихся, увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный темп работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация обучения, учащийся становится субъектом обучения, имеет возможность выразить свое  видение вопроса или проблемы с помощью компьютерных технологий.  (Приложение 9).

        Педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику – основные приемы в работе учителя. Для совершенствования процесса обучения русскому языку и литературе педагог стремится не только к эффективности урока, но и ставит перед собой задачу заинтересовать обучающегося основами наук. Опираясь на положения современной педагогической и психологической науки, учитель применяет методологию учебной деятельности, состоящую из шести этапов: цель→ мотив→ действие→ средство→ результат→ оценка, создавая на каждом этапе урока ситуацию успеха. (Приложение 10).

             К сказанному можно отнести еще рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок, их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели. Кроме того, этот этап урока также способствует развитию творческих способностей школьников. (Приложение 11).

             Одним из средств развития творчества учащихся,  достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые педагог  ставит перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления. (Приложение12).

           На своих уроках учитель использует методики мотивационной последовательности и учебного поиска. Задания и микроструктуры учебного материала служат развитию чувства языка, повышению качества знаний без главенствующего заучивания правил. Значительное повышение грамотности обучающихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Такое обучение предполагает поиск аналогий, грамматических моделей. Эвристическая задача – это лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. (Приложение 13).

         Причем при такой организации работы применяется дифференцированный подход к обучению, используются  задания разного уровня сложности. Чтобы закрепить языковую закономерность, ученик должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем. Этому служит приём составления опорных конспектов (или схем). Сначала опорные сигналы, схемы, конспекты учитель предлагает  в готовом виде, постепенно приучая учеников к самостоятельному составлению карт-схем. При этом ученики, составляя индивидуальные опорные схемы, должны знать основные требования: 1) информационная насыщенность; 2)яркость и контрастность; 3) минимум текста и графических обозначений; 4) закрепление знаков препинания; 5)возможность текстовой интерпретации (Приложение 14).                                      Важную роль в обучении грамотному письму учитель отводит диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная и др., даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора.  Подбирая дидактический материал к уроку, используется прием нарастания степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений. Учащиеся достаточного и высокого уровней учебных достижений составляют собственные словарные диктанты, самостоятельно проводят их в классе в роли учителя (Приложение 15).

      Очень важным приемом в обучении орфографии является обобщающее и систематизирующее повторение, причем педагог стремится проводить такие уроки в интересной, увлекательной форме, способствующей выявлению и поддержке творческих и одаренных учащихся. Это уроки-путешествия, урок-бал, урок - цирковое представление, урок-игра, урок-КВН, урок-диспут и др. На уроках стали привычными для учеников зачеты, смотры знаний, соревнования и т. п. Такие уроки позволяют оптимально сочетать общеклассные, групповые и индивидуальные формы работы, развивают интерес к предмету, помогают творчески сотрудничать учителю с учениками (Приложение 16). Особое внимание учитель уделяет урокам развития речи. Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе: - Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Подумайте: - какие подробности следует опустить; - о чем рассказать полнее; - как лучше озаглавить сочинение. Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.

Помимо написания сочинений привычных жанров, учителем предлагаются творческие работы нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряем у ребят импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств (Приложение 17).

Создание  творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение. В своей работе учитель опирается на использование элементов инновационных технологий (синквейн, «Займите позицию», фишбон, сенкан, ассоциативные кеннинги, пирамида и др.) (Приложение 18).

     Особую роль в решении поставленных задач по данной проблеме учитель отводит работе с одаренными учащимися, так как работа с одарёнными детьми – одно  из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей. Методы и формы работы с одарёнными детьми должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми школьниками и  в то же время иметь определенное своеобразие. Самой эффективной формой работы с одарёнными школьниками является индивидуальное обучение. Это и занятия по подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам, и разработка индивидуальных программ и образовательных маршрутов, и формирование умений и навыков исследовательской, научной работы.

Очень важно для развития ребят  участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.  Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления. Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности одарённых учащихся. Возможности исследовательской работы огромны. Учащиеся выполняют различные исследовательские проекты по русскому  языку и литературе: «Эволюция русской избы», «Константин Паустовский    певец русской природы», «История русского романса», «История русского национального костюма» «Архаизмы в творчества Пушкина». Результативность данной работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности подтверждается участием в школьных научно-практических конференциях. Параллельно с изучением школьных предметов одарённым учащимся интересно заниматься научной работой, проводить разные исследования, получать новые знания.  Старшеклассники принимали участие в ежегодном конкурсе-защите научно-исследовательских работ учеников-членов МАН.        На городском уровне отмечена работа ученицы 10 класса  «Взгляд современника на нравы «Домостроя». Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной деятельности учащихся. Интересна работа школьников по созданию небольших видеороликов на уроках литературы. Здесь учащиеся проявляют себя как сценаристы, режиссеры и актеры, а также журналисты, поскольку ведут репортажи с места событий. Ребята объединяются в «киностудии», «рекламные агентства», «издательства», выполняют творческие работы в различных жанрах: эссе, очерки, зарисовки, устные журналы, фэнтези, легенды, грамматические сказки, сценарии. Такие формы работы помогают школьникам в их дальнейшем профессиональном самоопределении.                                                                                                                   

       Результатом педагогической деятельности учителя является активное участие одаренных учащихся  в школьных и городских  олимпиадах, а также конкурсах сочинений и призовые места, занятые школьниками (Приложение 19).                                                                                                                                                    На протяжении аттестационного периода учитель активно работает над проблемой развития творческих способностей не только в учебном, но и в воспитательном процессе. В сфере воспитательной работы коллективная деятельность учителя и учащихся в работе классного руководителя занимает особое место, ибо она позволяет школьникам реализовать свои интересы, потребности, развивает творческие способности. С этой целью классный руководитель применяет метод проектов, мультимедийные технологии, групповые и индивидуальные формы работы (Приложение 20).

   Сотрудничество руководителя и учащихся является важным условием развития ученического самоуправления. Учитель выступает в роли помощника и консультанта, давая возможность коллективу самостоятельно решать поставленные задачи, при этом поддерживает их инициативу. Такая работа, безусловно, несет результативность (Приложение 21). Нельзя не сказать о слаженной работе классного руководителя с родителями, которые с открытым сердцем идут в школу, участвуют в учебно-воспитательном процессе, помогают не только руководителю, но и своим детям раскрыть свой творческий потенциал, приобщиться к общему делу, обрести уверенность в себе.     

        Работая над проблемой, учитель освещал свой опыт на заседаниях МО школы и города, участвовал в мастер-классах, конкурсе «Учитель года», печатался в журнале, освещал свой опыт в журналах-онлайн, участвовал городских и областных конференциях,  вебинарах и семинарах, два года работал  в творческой динамической группе, проверял работы участников городских олимпиад и конкурсов, слушал лекции по курсовой переподготовке, перенимая опыт других педагогов, повышал свой профессиональный и культурный уровень ((Результативность профессиональной деятельности учителя)

   Обобщив свой педагогический опыт, учитель пришел к определенным выводам: 

1. На каждом уроке осуществлять личностно ориентированный подход в обучении. 

2. Создавая ситуацию успеха для каждого ученика, надо подумать над тем, как научить каждого реализовывать свои возможности, помочь развивать свои способности. Вызвать интерес к обучению.

3. Иногда «победа» слабого или среднего ученика на уроке  должна быть дороже блестящего ответа ученика высокого уровня учебных достижений.

4. Высоко оценивать знания, добытые самостоятельно, творческим подходом к решению проблемы.

5. Всегда учитывать оригинальность творческих работ, умение подбирать иллюстративный материал, создавать электронные презентации, желание принести на урок книгу, журнал, диск и т.д.  Эта деятельность – сотрудничество, которое дает возможность рассматривать работу учителя и учащегося  как живую, динамичную, открытую, сто способствует   развитию творческого потенциала личности, ее самореализации.

6. Доносить до учащегося, что каждый из них самобытен и должен оставаться самим собою, иметь свою точку зрения, так как каждый человек  - индивидуальность                                                                                

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru