Тема мероприятия «Видна птица по перьям, а человек — по речам.»(слайд1)
Цели: познакомить учащихся с понятием языковой нормы и ее видами, проанализировать речь учащихся в школе и сделать вывод о ее качестве, определить роль слова в жизни человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, видео, высказывания, рисунки, сочинения учащихся.
Ход урока.
(Просмотр видео) Учитель
Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!
Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам-людоедкам!
К. Чуковский
Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.
2.Мозговой штурм «Культура речи» (доска)
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер
-Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?
-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры (Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)
-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым и отзывчивым)
2.Основная часть мероприятия
А) Слово учителя
Легко ли научиться красиво говорить? Б)Сообщение ученицы - Давайте послушаем. Как Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором( сообщение ученицы). В)Работа с пословицами. Из предложенных пословиц (слайд 3) Пословицы о речи распределить по признакам.
Хорошую речь приятно слушать. 5
Мели, Емеля, твоя неделя 1
(Слай)д Слово учителя Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. В каждом языке есть свои правила, законы, нормы.
Языковая норма - это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.
Г) Подберите синонимы (2 ученика у доски) норма – нарушение нормы
Н о р м а | Н а р у ш е н и е н о р м ы |
П р а в и л о | О ш и б к и |
З а к о н | Н е д о ч е т ы |
Учитель. Сегодня мы с вамипостараемся показать знания норм русского языка, пройти все испытания, достойно справившись с ними. Желаю вам удачи!
4.Практикум
А) Соблюдаем орфоэпические нормы 1 задание Слова с неподвижным ударением ( Р. П.)
кран – кранов шофер - шоферов
торт – тортов туфля - туфель
флаг – флагов шарф - шарфом
бант – бантов стакан - стаканы
стержень – стержней
2 задание По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.
Образец: брать — брали, брал, брала.
Взять, занять, начать, понять, брать
3 задание Прочитать слова, соблюдая орфоэпические нормы ( Слайды)
Кухонный, каталог, позвонишь, квартал, щавель, жалюзи, досуг, форзац, танцовщица, столяр, шарфы, торты, начался, вручат, феномен, занявший.
4 задание Конкурс «Речевое мастерство бизнесмена»
Замените исконно русские слова, данные в тексте, иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.
Группа1 Уважаемые друзья (коллеги, сотрудники, работники), курс зеленых (долларов) на следующий день составляет 25 гривень 30 копеек. Нам удалось заключить сделку (контракт, договор), взаимовыгодную для нас и наших товарищей (партнёров). Результатом совместной работы станет навар (прибыль), благодаря которому мы сможем вернуть долг нашим кредиторам.
Группа 2 Одну третью часть навара (прибыли) пустим на покупки (приобретение товара) для проведения успешного обмена (бартерных сделок), оставшуюся сумму используем для проведения праздничной вечеринки (банкета, корпоративного вечера). Адрес и счёт нашего банка изменились, о чём сообщалось в газетах, журналах (в прессе).
Б) Интеллектуальное соревнование.
Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок. Тот, кто правильно ответит, зарабатывает для своей команды одно очко.
1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
Названия художественных произведений.
1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)
2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)
3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)
4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)
5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)
6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье).
Учитель Школьникам приходится противостоять лавине ненормативной лексики, которая обрушивается на ребенка со всех сторон: в общественном транспорте, с экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками. Если в речи школьника проскальзывают не только нелепые и непонятные словечки, но и матерные выражения, пора бить тревогу. Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что ненормативная лексика потому и называется нецензурной бранью, что занимает особую нишу в языке. 5.Проектные работы школьников
- ВИДЕО «Сленг молодежи»
– Исследование сленга
Вопросы ученицы к классу школьников
6. Рефлексия Прием «Я умею…» (составление правил культурного общения)