Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Тема мероприятия «Видна птица по перьям, а человек — по речам.»(слайд1)  

Цели: познакомить учащихся с понятием языковой нормы и ее видами, проанализировать речь учащихся в школе и сделать вывод о ее качестве, определить роль слова в жизни человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, видео, высказывания, рисунки, сочинения учащихся.

                                                                                      Ход урока.

  1. Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому  СЛОВО.                                                                                                                                                                                    - В истории русского народа есть пословица, известная всем:  «Видна птица по      перьям, а человек — по речам». Как вы ее понимаете? (наша речь является визитной карточкой каждого говорящего. Птицу оценивают по внешнему виду перьев. Сравните: павлин-ворона. Человека видно по его речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Просмотр видео)                                    Учитель                                                                                                                                                             

  Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

                        К. Чуковский

 

Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.    

2.Мозговой штурм «Культура речи»  (доска)                                                                    

Словом можно убить, словом можно спасти,                                                                                                                                                        Словом можно полки за собой повести.                                                                                                                                     Словом можно продать,     и  предать, и купить,                                                                                                                                   Слово можно в разящий свинец перелить.      В. Шефнер

   -Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?

-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры (Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)

-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым и отзывчивым)

2.Основная часть мероприятия

А) Слово учителя

 

 

 

 

 

Легко ли научиться красиво говорить?                   Б)Сообщение ученицы                                                                                                                                                     - Давайте послушаем. Как Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором( сообщение ученицы).                                                                                                                        В)Работа с        пословицами.  Из предложенных пословиц (слайд 3) Пословицы о речи распределить по признакам.

  •                Без языка и колокол нем.                 6
  • Больше знай - меньше болтай.     2
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.     6
  • Где много слов, там мало дел.   2
  • Говори лишь о том, что знаешь.    1
  • Говори меньше - думай больше.  3
  • Говорить легко, делать трудно.    2
  • Доброе слово окрыляет.    4
  • Добрый человек говорит мало.   4
  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.  5

Хорошую речь приятно слушать.    5

  • За её языком не поспеешь и босиком.   1
  • Каков ум, такова и речь.    3
  • Когда говоришь, хорошенько думай.   3
  • Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.    5
  • Красна речь поговоркой.     6    
  •  Краткость - сестра таланта.   5
  • Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.    3

                             Мели, Емеля, твоя неделя         1

 

  • О болтливости
  • Слово и дело
  • Ум и речь
  • О добром слове
  • Качества речи
  • Значение слова

(Слай)д Слово учителя   Речь  человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.    В каждом языке есть свои правила, законы, нормы.

  Языковая норма - это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.

Г) Подберите синонимы  (2 ученика у доски) норма – нарушение нормы  

Н о р м а

Н а р у ш е н и е       н о р м ы

П р а в и л о

О ш и б к и

З а к о н

Н е д о ч е т ы

                                                                                                            Учитель. Сегодня мы с вамипостараемся показать знания норм русского языка, пройти все испытания, достойно справившись с ними. Желаю вам удачи!

4.Практикум

А) Соблюдаем орфоэпические нормы                                                                                                                                                 1 задание    Слова с неподвижным ударением ( Р. П.)

кран – кранов                                  шофер - шоферов

торт – тортов                                   туфля - туфель

флаг – флагов                                  шарф - шарфом

бант – бантов                                   стакан - стаканы

               стержень – стержней                       

2 задание  По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.
Образец: брать — брали, брал, брала.
Взять, занять, начать, понять,  брать

3  задание Прочитать слова, соблюдая орфоэпические нормы ( Слайды)

Кухонный,  каталог, позвонишь, квартал, щавель,  жалюзи, досуг, форзац, танцовщица, столяр, шарфы, торты, начался, вручат, феномен, занявший.

4 задание    Конкурс «Речевое мастерство бизнесмена»

Замените исконно русские слова, данные в тексте, иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.

Группа1          Уважаемые друзья (коллеги, сотрудники, работники), курс зеленых (долларов) на следующий день составляет 25 гривень 30 копеек. Нам удалось заключить сделку (контракт, договор), взаимовыгодную для нас и наших товарищей (партнёров). Результатом совместной работы станет навар (прибыль), благодаря которому мы сможем вернуть долг нашим кредиторам.

 Группа 2          Одну третью часть навара (прибыли) пустим на покупки (приобретение товара) для проведения успешного обмена (бартерных сделок), оставшуюся сумму используем для проведения праздничной вечеринки (банкета, корпоративного вечера). Адрес и счёт нашего банка изменились, о чём сообщалось в газетах, журналах (в прессе).

Б) Интеллектуальное соревнование.

 Вопросы для викторины могут быть самые разные, а мы предлагаем вам поиграть в «Перевертыши»: разгадать зашифрованное название книг, сказок, поговорок. Тот, кто правильно ответит, зарабатывает для своей команды одно очко.

1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

3. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Названия художественных произведений.

1. Счастье от глупости. («Горе от ума».)

2. Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)

3. Прибитые штилем. («Унесенные ветром».)

4. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

5. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

6. Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье).

Учитель                                                                                                                                                                                      Школьникам приходится противостоять лавине ненормативной лексики, которая обрушивается на ребенка со всех сторон: в общественном транспорте, с экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками. Если в речи школьника проскальзывают не только нелепые и непонятные словечки, но и матерные выражения, пора бить тревогу. Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что ненормативная лексика потому и называется нецензурной бранью, что занимает особую нишу в языке.            5.Проектные работы школьников                                                                                 

- ВИДЕО «Сленг молодежи»

– Исследование сленга  

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы ученицы к классу   школьников

6. Рефлексия                                Прием «Я умею…» (составление правил культурного общения)

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru